Олег Бахтияров
Люди новой воли: социогуманитарный уклад и его творцы
Олег Георгиевич Бахтияров - разработчик концепции психонетики – технологий использования ресурсов сознания.
1
В ми­ре в ка­ком-то смыс­ле идет пос­то­ян­ная по­зи­ци­он­ная вой­на меж­ду иде­аль­ны­ми за­мыс­ла­ми и их изв­ра­щен­ны­ми от­ра­же­ни­я­ми в ре­аль­ной прак­ти­ке. Ус­ло­ви­ем воп­ло­ще­ния круп­ных со­ци­аль­но-по­ли­ти­чес­ких идей яв­ля­ет­ся их ис­ка­же­ние и вуль­га­ри­за­ция. Но ес­ли эти идеи не раз­ра­ба­ты­вать и не пы­тать­ся ре­а­ли­зо­вы­вать, то столь же силь­ным де­фор­ма­ци­ям под­ве­рг­нут­ся и ба­наль­ные праг­ма­тич­ные про­ек­ты, и ре­зуль­тат бу­дет еще ху­же. Ре­гу­ляр­ные, за­час­тую кро­ва­вые по­пыт­ки иде­а­лис­тов пост­ро­ить оче­ред­ную уто­пию удер­жи­ва­ют мир от окон­ча­тель­ной ка­та­ст­ро­фы. Есть осо­бый жерт­вен­ный ге­ро­изм – стре­мить­ся осу­ще­ст­вить вы­со­кую идею, по­ни­мая при этом не­из­беж­ность ее ис­ка­же­ния и изв­ра­ще­ния.
Го­во­ря о воз­мож­ном бу­ду­щем уст­рой­стве и раз­ви­тии Рос­сии, нуж­но пом­нить – лю­бой про­ект бу­дет воп­ло­щен ина­че, чем ду­ма­ли его соз­да­те­ли. Тем не ме­нее по­пыт­ки ре­аль­но­го констру­и­ро­ва­ния бу­ду­ще­го Рос­сии – это не­об­хо­ди­мое ус­ло­вие сох­ра­не­ния ее жиз­ни.

2
Констру­и­ро­ва­ние бу­ду­ще­го Рос­сии – мно­гог­ран­ная те­ма. Вы­бе­рем для рас­смот­ре­ния од­ну из на­и­бо­лее фан­тас­ти­чес­ких ли­ний воз­мож­но­го бу­ду­ще­го – седь­мой тех­но­ло­ги­чес­кий ук­лад.
Ос­но­ву шес­то­го тех­но­ло­ги­чес­ко­го ук­ла­да, в ко­то­рый на­чи­на­ют вхо­дить раз­ви­тые стра­ны, сос­тав­ля­ют би­о­тех­но­ло­гии, ро­бо­то­тех­ни­ка, ин­фор­ма­ти­ка, ког­ни­ти­вис­ти­ка и т.д. Это ос­но­вы тех­но­ло­гий, ко­то­рым суж­де­но до­ми­ни­ро­вать в бли­жай­шие де­ся­ти­ле­тия. Но всег­да воз­ни­ка­ет воп­рос – а что за ним, за этим ук­ла­дом, и эти­ми де­ся­ти­ле­ти­я­ми?
Идею седь­мо­го – со­ци­о­гу­ма­ни­тар­но­го – тех­но­ло­ги­чес­ко­го ук­ла­да (СГУ), выс­ка­зан­ную впер­вые Вла­ди­ми­ром Лепс­ким, мож­но вы­ра­зить в трех сло­вах: тех­но­ло­гии про­из­во­д­ства лю­дей. Или: ук­лад вы­ра­ба­ты­ва­ет лю­дей, спо­соб­ных без внеш­ней сти­му­ля­ции про­из­во­дить идеи, их ин­фор­ма­ци­он­ную упа­ков­ку и как по­боч­ное след­ствие осу­ще­с­твлять их тех­но­ло­ги­чес­кую ре­а­ли­за­цию и прев­ра­ще­ние в ма­те­ри­аль­ные про­дук­ты. Ис­точ­ник че­ло­ве­чес­кой ак­тив­нос­ти сме­ща­ет­ся от внеш­ней (со­ци­аль­ной, куль­тур­ной, си­ло­вой) сти­му­ля­ции внутрь соз­на­ния, к его ак­тив­ным, во­ле­вым, тво­ря­щим сло­ям.
Это оз­на­ча­ет из­ме­не­ние кон­цеп­ции че­ло­ве­ка и оче­ред­ной про­ект соз­да­ния «но­во­го че­ло­ве­ка», на этот раз за­вя­зан­ный не на иде­о­ло­гию, а на тех­но­ло­гию. Клю­че­вая ха­рак­те­рис­ти­ка «но­во­го че­ло­ве­ка» седь­мо­го ук­ла­да – спо­соб­ность по­рож­дать но­вые ре­аль­нос­ти (тех­но­ло­ги­чес­кие, куль­тур­ные, со­ци­аль­ные). Эта ха­рак­те­рис­ти­ка тре­бу­ет иной сис­те­мы его «окуль­ту­ри­ва­ния». Как пра­ви­ло, но­вые про­дук­ты ин­тел­лек­ту­аль­ной де­я­тель­нос­ти про­ис­те­ка­ют из су­ще­ст­ву­ю­щих ба­зо­вых куль­тур­ных схем, но «но­вый че­ло­век» СГУ дол­жен уметь соз­да­вать неч­то со­вер­шен­но но­вое, не пре­доп­ре­де­лен­ное ни­ка­ки­ми су­ще­ст­ву­ю­щи­ми схе­ма­ми и кар­ти­на­ми ми­ра.
Па­ра­док­саль­ная, с сов­ре­мен­ной точ­ки зре­ния, идея со­ци­аль­но цен­но­го действия вне со­ци­аль­ной же сти­му­ля­ции ве­дет к пе­рес­мот­ру кон­цеп­ции че­ло­ве­ка как про­дук­та «куль­тур­ной вы­дел­ки». Куль­ту­ра пре­о­до­ле­ва­ет мно­гие би­о­ло­ги­чес­кие обус­лов­лен­нос­ти, но те­перь воз­ни­ка­ет за­да­ча ос­во­бож­де­ния и от куль­тур­ной обус­лов­лен­нос­ти.

3
Че­ло­ве­ка де­ла­ет куль­ту­ра. Она да­ет ему язык, кар­ти­ны ми­ра, по­ве­ден­чес­кие и эти­чес­кие нор­ма­ти­вы, пре­об­ра­зуя дан­ную от рож­де­ния при­ро­ду в куль­тур­но обус­лов­лен­ную фор­му. В ка­ком-то смыс­ле пер­во­род­ный грех соз­на­ния зак­лю­ча­ет­ся в от­ка­зе от осоз­нан­но­го во­ле­во­го соз­да­ния форм соз­на­ния (в том чис­ле и язы­ка), в пе­ре­да­че ак­тив­ных фор­ми­ру­ю­щих функ­ций куль­ту­ре. СГУ воз­мо­жен лишь при из­ме­не­нии этих от­но­ше­ний. Куль­ту­ра яв­ля­ет­ся гос­по­ди­ном че­ло­ве­чес­ко­го соз­на­ния, но в глу­би­не соз­на­ния дрем­лет ни­чем не обус­лов­лен­ная со­зи­да­ю­щая во­ля. Ее куль­ти­ви­ро­ва­ние – ос­но­ва СГУ.
Как правило, новые продукты интеллектуальной деятельности проистекают из существующих базовых культурных схем, но «новый человек» социогуманитарного уклада должен уметь создавать нечто совершенно новое, не предопределенное никакими существующими схемами и картинами мира.

Пе­ре­ход к но­вой точ­ке опо­ры че­ло­ве­чес­ко­го су­ще­ст­во­ва­ния тре­бу­ет раз­ра­бот­ки осо­бых тех­но­ло­гий це­ле­нап­рав­лен­но­го фор­ми­ро­ва­ния струк­тур че­ло­ве­чес­ко­го соз­на­ния. Тво­ря­щая во­ля ста­но­вит­ся та­ким же фор­ми­ру­ю­щим фак­то­ром, ка­ким до сих пор яв­ля­лась куль­ту­ра. Но та­кой про­ект не мо­жет ре­а­ли­зо­вать­ся толь­ко в ре­зуль­та­те бла­гих по­же­ла­ний. Нуж­но в про­ект соз­да­ния СГУ вклю­чить пси­хо­тех­ни­чес­кие раз­ра­бот­ки, нап­рав­лен­ные на про­буж­де­ние во­ле­во­го на­ча­ла и фор­ми­ро­ва­ние со­от­ве­т­ству­ю­щей это­му осо­бо­му ста­ту­су соз­на­ния то­таль­ной он­то­ло­гии. По­яв­ле­нию СГУ-тех­но­ло­гий долж­на пред­ше­ст­во­вать раз­ра­бот­ка тех­но­ло­гий транс­фор­ма­ции, во­люн­та­ри­за­ции соз­на­ния и обес­пе­че­ния функ­ци­о­ни­ро­ва­ния СГУ-со­об­ществ. И та­кие тех­но­ло­гии су­ще­ст­ву­ют уже сей­час.
Все пре­ды­ду­щие про­ек­ты «но­во­го че­ло­ве­ка» бы­ли нап­рав­ле­ны на за­ме­ну со­ци­о­куль­тур­ной ре­гу­ля­ции чем-то бо­лее приб­ли­жен­ным к «ис­тин­ной при­ро­де» че­ло­ве­ка (ком­му­нис­ты под этим по­ни­ма­ли сис­те­му об­ще­ст­вен­ных от­но­ше­ний, на­ци­о­нал-со­ци­а­лис­ты – ра­со­вое са­мо­соз­на­ние). «Но­вый че­ло­век» со­ци­о­гу­ма­ни­тар­но­го ук­ла­да – не иск­лю­че­ние в пла­не пре­о­до­ле­ния за­ви­си­мос­ти от куль­тур­ных фак­то­ров, но это пре­о­до­ле­ние по-нас­то­я­ще­му ра­ди­каль­ное: не за­ме­на од­ной обус­лов­лен­нос­ти дру­гой, бо­лее «ес­те­ст­вен­ной», а вы­ход за рам­ки де­тер­ми­ни­ру­ю­щих фак­то­ров во­об­ще, прев­ра­ще­ние куль­тур­ных и со­ци­аль­ных ме­ха­низ­мов из внеш­не-нор­ма­тив­ных в це­ле­нап­рав­лен­но со­зи­да­е­мые. Не куль­ту­ра фор­ми­ру­ет че­ло­ве­ка СГУ, а сам че­ло­век, его во­ле­вое со­зи­да­ю­щее яд­ро. Речь идет о вос­пи­та­нии спо­соб­нос­ти к тво­ре­нию не толь­ко но­вых форм в рам­ках су­ще­ст­ву­ю­щих куль­тур­ных нор­ма­ти­вов, но и са­мих нор­ма­ти­вов, что предс­тав­ля­ет­ся ша­гом го­раз­до бо­лее ра­ди­каль­ным, чем пред­ше­ст­во­вав­шие это­му по­пыт­ки.

4
Для СГУ нуж­на фи­ло­со­фс­кая ос­но­ва, нуж­на своя осо­бая он­то­ло­гия. Вла­ди­мир Лепс­кий со­от­но­сит СГУ с фи­ло­со­фс­ким конструк­ти­виз­мом, а Сер­гей Да­цюк го­во­рит о конструк­тив­ной он­то­ло­ги­чес­кой по­зи­ции, то есть не о по­ис­ке то­го, что ле­жит в ос­но­ве ми­ра, а о том, ка­ки­ми про­це­ду­ра­ми ак­тив­ное соз­на­ние стро­ит этот са­мый мир.
Ка­че­ст­вен­ный сдвиг оче­ви­ден – речь не о том, как ис­поль­зо­вать су­ще­ст­ву­ю­щий мир, а о том, как де­лать но­вые ми­ры. Ес­ли мир ста­би­лен, то и со­ци­о­куль­тур­ная жизнь долж­на стре­мить­ся к ста­биль­нос­ти. Ста­биль­но­му ми­ру, в ко­то­рый по­ко­ле­ние за по­ко­ле­ни­ем при­хо­дит че­ло­век, со­от­ве­т­ству­ет и ста­биль­ная куль­ту­ра, не­за­ви­си­мая от от­дель­ных лю­дей. Ес­ли же мир констру­и­ру­ет­ся, воз­ни­ка­ет каж­дый раз за­но­во в соз­на­нии чле­нов СГУ-со­об­ще­ст­ва, то и куль­ту­ра стро­ит­ся как ре­зуль­тат внут­рен­ней ак­тив­нос­ти «но­вых лю­дей». Но это уже мно­го­мер­ная куль­ту­ра, ме­та­куль­ту­ра, от­дель­ны­ми сре­за­ми ко­то­рой яв­ля­ют­ся из­ве­ст­ные нам куль­ту­ры.
Это не сме­ше­ние куль­тур, не эк­лек­тич­ное при­ня­тие чу­жих куль­тур, не урав­ни­ва­ние с ни­ми сво­ей собствен­ной. Это фор­ми­ру­ю­щий взгляд, поз­во­ля­ю­щий при­дать собствен­ной куль­ту­ре мно­го­мер­ный слож­ный ди­на­мич­ный ха­рак­тер. Ак­цент сме­ща­ет­ся от го­то­вых форм к воз­мож­нос­ти и про­цес­су их со­зи­да­ния. От то­го слоя ре­аль­нос­ти, где жи­вут го­то­вые фор­мы, под­чи­ня­ю­щие соз­на­ние, к слою соз­на­ния, по­рож­да­ю­ще­му фор­мы и под­чи­ня­ю­ще­му их се­бе.

5
СГУ – это иной тип вза­и­мо­от­но­ше­ний с со­ци­аль­ной струк­ту­рой и фор­ми­ру­ю­щи­ми ее людь­ми.
Сов­ре­мен­ная кор­по­ра­ция, НИИ или уп­рав­лен­чес­кая инс­тан­ция сос­то­ят из оп­ре­де­лен­ной сис­те­мы мест – сис­те­мы, оп­ре­де­ля­ю­щей функ­ци­о­на­лы и чис­лен­ность ра­бот­ни­ков. Со­ци­аль­ная струк­ту­ра про­ек­ти­ру­ет­ся в той же ло­ги­ке, что и лю­бая дру­гая ма­ши­на: сис­те­ма ро­лей, функ­ций, штат­ное рас­пи­са­ние. Это пре­доп­ре­де­ля­ет воз­мож­нос­ти ор­га­ни­за­ции. Ес­ли ак­цент де­ла­ет­ся на сис­те­ме мест и ро­лей, то вво­дят­ся ус­ред­нен­ные нор­ма­тив­ные тре­бо­ва­ния к тем, ко­то­рые эти мес­та за­пол­ня­ют. Ор­га­ни­зо­ван­ные струк­ту­ры та­ко­го ти­па спо­соб­ны се­бя восп­ро­из­во­дить и дост­ра­и­вать по за­ра­нее за­дан­но­му пла­ну, но пе­ре­ход на но­вую тра­ек­то­рию раз­ви­тия соп­ро­вож­да­ет­ся лом­кой пре­ды­ду­щей струк­ту­ры и пов­то­ре­ни­ем цик­ла: сис­те­ма мест – ро­ли – нор­ма­ти­вы.
В СГУ-ор­га­ни­за­ци­ях иной прин­цип уст­рой­ства. Оп­ре­де­ля­ет­ся ко­леб­лю­ща­я­ся по чис­лен­нос­ти груп­па лю­дей, про­из­во­дя­щих но­вые идеи, схе­мы и их тех­но­ло­ги­чес­кие воп­ло­ще­ния. Но­вое не выст­ра­и­ва­ет­ся, а «вы­ра­щи­ва­ет­ся»: ор­га­ни­за­ция идет не по за­ра­нее за­дан­ной це­ле­вой тра­ек­то­рии, а по­рож­да­ет це­ли в хо­де сво­е­го раз­ви­тия. «Вы­ра­щи­ва­ет­ся» в том чис­ле и са­ма ор­га­ни­за­ция, под­виж­ная струк­ту­ра ко­то­рой от­ра­жа­ет по­тен­ци­ал «вы­ра­щи­ва­ю­ще­го» со­об­ще­ст­ва.
Жизнь СГУ-ор­га­ни­за­ции тре­бу­ет ко­ор­ди­на­ции со­вер­шен­но ино­го ти­па, не­же­ли су­ще­ст­ву­ю­щие уп­рав­лен­чес­кие тех­но­ло­гии. Ро­ли, ти­пы по­ве­де­ния и вза­и­мо­от­но­ше­ний меж­ду чле­на­ми ор­га­ни­за­ции из фик­си­ро­ван­ных свойств конк­рет­ных лю­дей ста­но­вят­ся це­ле­нап­рав­лен­но фор­ми­ру­е­мы­ми инстру­мен­та­ми эф­фек­тив­но­го вза­и­мо­дей­ствия. Ха­рак­тер­ная для жиз­ни сов­ре­мен­ной кор­по­ра­ции борь­ба за мес­та от­хо­дит на зад­ний план – за мес­та те­перь не нуж­но бо­роть­ся, они лег­ко соз­да­ют­ся под воз­ни­ка­ю­щие за­да­чи и так же лег­ко раст­во­ря­ют­ся. По­доб­ной куль­ту­ры внут­рен­них вза­и­мо­от­но­ше­ний в ор­га­ни­за­ции сей­час нет. Шко­ла, вуз, кор­по­ра­тив­ная ие­рар­хия ори­ен­ти­ру­ют лю­дей на за­ня­тие мест, а не на их соз­да­ние. Нуж­ны осо­бые тех­ни­ки, поз­во­ля­ю­щие из­ме­нить эту со­ци­аль­ную ори­ен­та­цию у ны­не жи­ву­щих. И осо­бая сис­те­ма вос­пи­та­ния для тех, ко­то­рые рож­да­ют­ся сей­час.

“Культура является господином человеческого сознания, но в глубине сознания дремлет ничем не обусловленная созидающая воля. Творящая воля становится таким же формирующим фактором, каким до сих пор являлась культура.”
6
Про­ти­во­пос­тав­ляя сов­ре­мен­ность и СГУ, мы соз­да­ем сис­те­му нап­ря­же­ний меж­ду тем, что есть, и тем, что бу­дет. Не­о­бя­за­тель­но все бу­дет так, как опи­са­но. На са­мом де­ле про­ек­ти­ро­ва­ние в СГУ-кон­те­кс­те есть лишь вспо­мо­га­тель­ный инстру­мент констру­и­ро­ва­ния но­во­го об­ще­ст­ва. Сис­те­ма нап­ря­же­ний меж­ду ре­аль­ностью и вир­ту­аль­ным об­ра­зом бу­ду­ще­го по­рож­да­ет и энер­гию, и це­ле­нап­рав­лен­ность действий. Те­ку­щая ре­аль­ность очень да­ле­ка от про­ек­та СГУ, и нуж­но най­ти пер­вые сфе­ры при­ме­не­ния, то пер­вое зве­но, ко­то­рое су­ме­ет вы­вес­ти на по­ве­рх­ность весь про­ект СГУ.
Со­ци­о­гу­ма­ни­тар­ная ре­во­лю­ция тре­бу­ет по­ли­ти­чес­кой во­ли, ко­то­рой яв­но не дос­та­ет власт­ным эли­там Рос­сии. Гос­по­д­ству­ю­щая тен­ден­ция – встро­ить­ся в фар­ва­тер сов­ре­мен­но­го тех­но­ло­ги­чес­ки раз­ви­то­го ми­ра, до­го­нять его. А СГУ-ре­во­лю­ция – это соз­да­ние но­вых куль­тур­ных, со­ци­аль­ных и по­ли­ти­чес­ких ре­аль­нос­тей, на­хо­дя­щих­ся за пре­де­ла­ми су­ще­ст­ву­ю­щих тен­ден­ций, тех ре­аль­нос­тей, ко­то­рые еще толь­ко мо­гут воз­ник­нуть по за­вер­ше­нии шес­то­го ук­ла­да.
Есть по мень­шей ме­ре три ос­но­ва­ния для осу­ще­с­твле­ния СГУ-ре­во­лю­ции, три фак­то­ра обес­пе­че­ния пе­ре­хо­да – ак­тив­ный, кон­ку­ре­нт­ный и де­мог­ра­фи­чес­кий.
В ие­рар­хии этих фак­то­ров на­и­боль­шей цен­ностью об­ла­да­ет ак­тив­ный фак­тор: пе­ре­ход к СГУ осу­ще­с­твля­ет­ся по­то­му, что это на­и­бо­лее со­от­ве­т­ству­ю­щий су­ти че­ло­ве­ка ук­лад. В глу­би­не че­ло­ве­чес­ко­го соз­на­ния жи­вет предс­тав­ле­ние о на­и­боль­шей цен­нос­ти в его зем­ной жиз­ни сво­бод­ной во­ли, ни­чем не обус­лов­лен­ной ак­тив­нос­ти.
Од­на­ко про­ще и эко­но­мич­нее уп­рав­лять но­си­те­ля­ми обу­сло­влен­но­го соз­на­ния. В пост­тра­ди­ци­он­ном об­ще­ст­ве власть стре­мит­ся под­ме­нить куль­ту­ру со­ци­аль­ны­ми сти­му­ла­ми, в том чис­ле и пря­мым на­си­ли­ем. Пе­ре­ход к «сво­бод­но­му об­ще­ст­ву сво­бод­ных лю­дей» всег­да бу­дет же­лан­ной целью для оп­ре­де­лен­но­го про­цен­та лю­дей, хо­тя энер­гия дви­же­ния к по­доб­ной перс­пек­ти­ве час­то ис­поль­зу­ет­ся для дос­ти­же­ния пря­мо про­ти­во­по­лож­но­го ре­зуль­та­та.
Ес­ли ак­тив­ный фак­тор не­дос­та­то­чен для ор­га­ни­за­ции действий, ве­ду­щих к пе­ре­хо­ду, в си­лу всту­па­ет фак­тор кон­ку­рен­ции. За­нять дос­той­ное мес­то в ми­ре в рам­ках шес­то­го ук­ла­да, до­го­няя ушед­шие впе­ред стра­ны, для Рос­сии бу­дет зат­руд­ни­тель­но не толь­ко в си­лу раз­ру­ше­ния инф­ра­ст­рук­ту­ры на­уч­но-тех­ни­чес­ких раз­ра­бо­ток, но и по при­чи­не слиш­ком ма­лой чис­лен­нос­ти на­се­ле­ния по срав­не­нию с сов­ре­мен­ны­ми и бу­ду­щи­ми ли­де­ра­ми – 300-мил­ли­он­ной Аме­ри­кой и поч­ти по­лу­то­ра­мил­ли­а­рд­ным Ки­та­ем. Но раз нель­зя дог­нать – сле­ду­ет опе­ре­дить.
И на­ко­нец, у это­го пла­на есть со­юз­ник – де­мог­ра­фи­чес­кая проб­ле­ма Рос­сии.

7
Клю­че­вой пункт лю­бой прог­рам­мы пре­об­ра­зо­ва­ний рос­сийс­кой действи­тель­нос­ти – ре­ше­ние де­мог­ра­фи­чес­кой проб­ле­мы. Па­де­ние рож­да­е­мос­ти – про­цесс, ко­то­рый еще ник­то и ниг­де не смог ос­та­но­вить сти­му­ли­ру­ю­щи­ми ме­ра­ми. Тем не ме­нее для Рос­сии важ­ней­шим фак­то­ром ее даль­ней­ше­го су­ще­ст­во­ва­ния яв­ля­ет­ся не прос­то рост рус­ско­го на­се­ле­ния, а ин­тен­сив­ный рост – рост, пре­вы­ша­ю­щий ес­те­ст­вен­ные воз­мож­нос­ти. Не­об­хо­ди­мо не прос­то ста­би­ли­зи­ро­вать чис­лен­ность рус­ско­го на­ро­да, но стре­ми­тель­но на­се­лить пус­те­ю­щие прос­то­ры. Здесь по­не­во­ле сле­ду­ет об­ра­тить­ся к за­да­че вне­се­мей­но­го «про­из­во­д­ства лю­дей» – их рож­де­ния и пос­ле­ду­ю­ще­го вос­пи­та­ния.
По­доб­ные мыс­ли уже не­од­нок­рат­но выс­ка­зы­ва­лись в пе­ча­ти. Нап­ри­мер, идея Иго­ря Бес­ту­же­ва-Ла­ды о соз­да­нии спе­ци­аль­ных за­ве­де­ний для де­ву­шек, где они мог­ли бы и по­лу­чить хо­ро­шее об­ра­зо­ва­ние, и ро­дить нес­коль­ких де­тей, за­бо­ту о ко­то­рых час­тич­но взя­ло бы на се­бя го­су­да­р­ство. Дру­гой взгляд выс­ка­зал Ви­та­лий Треть­я­ков. Он пред­ло­жил зап­ре­тить не­мо­ти­ви­ро­ван­ные абор­ты и приз­нать за лю­бой ро­див­шей жен­щи­ной пра­во сво­бод­но (без объ­яс­не­ния при­чин) от­ка­зать­ся от ро­див­ше­го­ся мла­ден­ца и офи­ци­аль­но пе­ре­дать его в детс­кий вос­пи­та­тель­ный дом.
Социогуманитарный уклад – это иной тип взаимоотношений с социальной
структурой и формирующими ее людьми. Новое не выстраивается,
а «выращивается»: организация идет не по заранее заданной целевой
траектории, а порождает цели в ходе своего развития.

Но даже приведенные инициативы не могут обеспечить интенсивного роста народонаселения. Очевидно, что в России демографический прирост в 1 миллион человек в год недостаточен для достижения в течение 40–50 лет оптимальной для страны численности в 500–600 миллионов человек. Нужен прирост, как минимум, в 2–3 миллиона человек в год. Успешная разработка эффективных технологий внесемейного воспитания создаст потребность и в особой государственной программе – использовании методов, обеспечивающих и внесемейное рождение. Существующие технологии (суррогатное материнство) весьма грубы (очевидно, что им на смену придут другие), но даже и они годятся на первое время. Трудно сказать, как в реальности будет разрешена эта задача, но либо она будет решена, либо Россия как государство русских прекратит свое существование. В каком-то смысле эта проблема – фундаментальный, хотя и жестокий подарок. Судьба буквально заставляет нас совершить СГУ-скачок, основой которого и является обеспечение интенсивного развития молодого поколения.

Для этого есть все – концепция СГУ, которая родилась в России, интеллектуальный потенциал, достаточный для разработки психологических и педагогических технологий, принципиальная возможность автаркического существования, опыт осуществления мегапроектов (ядерного и космического). Формирование СГУ – это, безусловно, мегапроект, требующий крайнего напряжения сил и тщательного исполнения.

8

Все это требует новых педагогических технологий, причем более мощных, чем методы семейного воспитания детей. Впрочем, семейное воспитание уже и так приходит в упадок. Религиозной и культурной основ семейного воспитания для широких масс уже нет, и неизбежно встает вопрос о специальных методах, выходящих за рамки испорченной традиции. Нужно понять – это означает фундаментальную революцию в организации человеческих сообществ. Возникает иной механизм передачи культурных форм – передачи не форм культуры, а способности создавать культурные формы.

Но человек в его современной форме требует жестких внешних рамок для своей «выделки». В этом заключен еще один парадокс СГУ – воспитание людей с пробужденной волей требует суровой внутренней дисциплины.

Мы не можем сейчас представить себе в полной мере, как будут работать новые технологии и к какому результату они приведут. Но отдельные штрихи СГУ-педагогики представляются очевидными.

Внесемейное рождение и воспитание детей должны обеспечить более эффективное овладение навыками ориентации в существующем массиве знаний, нежели то, которое дает современное образование.

Новый человек высокосубъектен, он сам создает культурные нормативы и культурные формы. Руководить сообществом таких людей, опираясь на существующие властные технологии – манипулятивные или насильственные по своей природе, – невозможно. Это иные формы управления, и для их разработки необходимо разобрать и заново собрать основные концепции организации человеческих сообществ. Более того, составить перечень концепций, которые могут координировать движение России в сторону СГУ. 

Меняются отношения человека и этноса. Этнос достраивается, создается совокупными усилиями СГУ-сообщества. Новый национализм оказывается не столько средой трансляции традиционных ценностей, сколько энергией развития и созидания новых форм. То же самое ждет и язык. Будет происходить не постепенная вульгаризация языка, а его новое развитие в сторону создания все более мощных и сложных средств коммуникации.

Социогуманитарная революция требует политической воли, которой явно не достает властным элитам России. Такая революция предполагает создание новых культурных, социальных и политических реальностей, находящихся за пределами существующих тенденций.
9
То есть ли­бо Рос­сия пе­рей­дет к прог­рам­мам вне­се­мей­но­го восп­ро­из­во­д­ства и вы­ра­щи­ва­ния на­се­ле­ния, ли­бо ис­чез­нет в той фор­ме, в ко­то­рой мы восп­ри­ни­ма­ем ее имен­но как Рос­сию. Сле­ду­ет раз­ли­чать ак­ту­аль­но су­ще­ст­ву­ю­щую Рос­сию и по­тен­ци­аль­ную Пост-Рос­сию.  Транс­фор­ма­ция Рос­сии в Пост-Рос­сию слу­чит­ся при прев­ра­ще­нии го­су­да­р­ство­об­ра­зу­ю­ще­го эт­но­са – рус­ских – в мень­ши­н­ство. В этом слу­чае из го­су­да­р­ства как фор­мы ор­га­ни­за­ции рус­ско­го на­ро­да Рос­сия прев­ра­тит­ся в иной тип го­су­да­р­ства – ор­га­ни­за­то­ра миг­ра­ци­он­но­го ант­ро­по­по­то­ка. Ис­чез­нет куль­ту­ра в при­выч­ном для нас смыс­ле, ос­та­нет­ся лишь ги­га­н­тская «про­из­во­д­ствен­ная ячей­ка», ко­то­рую уже не­воз­мож­но бу­дет наз­вать собствен­но рус­ской. При этом нап­рав­лен­ность ант­ро­по­по­то­ка бу­дет оп­ре­де­лять­ся не Рос­си­ей.
Вне­се­мей­ное восп­ро­из­во­д­ство на­се­ле­ния тре­бу­ет раз­ра­бот­ки пе­да­го­ги­чес­ких тех­но­ло­гий не ме­нее со­вер­шен­ных, чем тра­ди­ци­он­ное вос­пи­та­ние. Та­кая раз­ра­бот­ка – су­гу­бо ин­тел­лек­ту­аль­ный про­цесс, не тре­бу­ю­щий вло­же­ний в до­ро­гос­то­я­щую тех­ни­ку. Вло­же­ния пот­ре­бу­ют­ся по­том – для ре­а­ли­за­ции про­ек­та.
Пе­ри­од, в те­че­ние ко­то­ро­го действу­ет про­ект, дол­жен быть дос­та­точ­ным для фор­ми­ро­ва­ния двух по­ко­ле­ний, то есть сос­тав­лять при­мер­но 40 лет. На про­тя­же­нии все­го это­го пе­ри­о­да пот­ре­бу­ет­ся неп­рек­ра­ща­ю­щий­ся эко­но­ми­чес­кий рост, обес­пе­чи­ва­ю­щий стре­ми­тель­но уве­ли­чи­ва­ю­ще­еся на­се­ле­ние, что воз­мож­но лишь при ус­ло­вии по­ли­ти­чес­кой ста­биль­нос­ти и пре­ем­ствен­нос­ти. А это, в свою оче­редь, ста­вит за­да­чу раз­ра­бот­ки и ре­а­ли­за­ции про­ек­та дли­тель­но­го раз­ви­тия, вклю­ча­ю­ще­го в се­бя и зап­ла­ни­ро­ван­ные не­из­беж­ные транс­фор­ма­ции ре­жи­ма. Для ре­ше­ния та­кой слож­ней­шей за­да­чи нуж­на эли­та осо­бо­го ти­па.

10
Что же это за эли­та, ко­то­рая смо­жет уп­рав­лять СГУ-об­ще­ст­вом? В пер­вую оче­редь ей долж­но быть свой­ствен­но по­ни­ма­ние не­из­беж­нос­ти ис­ка­же­ния пер­во­на­чаль­ных за­мыс­лов и вла­де­ние тех­но­ло­ги­я­ми пре­о­до­ле­ния по­доб­ных ис­ка­же­ний. А по­то­му та­кой эли­те долж­на быть при­су­ща спо­соб­ность к гиб­кой сме­не клю­че­вых иде­о­ло­ги­чес­ких нор­ма­ти­вов.
Каж­дое но­вое по­ко­ле­ние стре­мит­ся соз­дать свой собствен­ный мир и, сле­до­ва­тель­но, от­вер­га­ет ста­рый. Дос­та­точ­но пос­мот­реть на ис­то­рию раз­ру­ше­ния СССР, что­бы уви­деть сме­ну ос­но­во­по­ла­га­ю­щих цен­нос­тей у на­и­бо­лее ак­тив­ной час­ти мо­ло­де­жи. Ана­ло­гич­ный про­цесс от­но­си­тель­но не­дав­но в со­вер­шен­но мир­ное вре­мя на фо­не рас­ту­ще­го бла­го­сос­то­я­ния и инс­ти­ту­ци­о­наль­но ус­лож­ня­ю­щей­ся за­щи­ты прав че­ло­ве­ка шел и на За­па­де. Дос­та­точ­но вспом­нить по­пыт­ки мо­ло­деж­ной ре­во­лю­ции 1968 го­да и пос­ле­ду­ю­щие тер­ро­рис­ти­чес­кие дви­же­ния в Гер­ма­нии (RAF) и Ита­лии (BR).
Уп­рав­ля­ю­щая эли­та СГУ и осо­бен­но пе­ри­о­да его фор­ми­ро­ва­ния долж­на на­у­чить­ся вов­ре­мя ар­ти­ку­ли­ро­вать но­вые иде­о­ло­ге­мы, прев­ра­щать ка­та­ст­ро­фи­чес­кий фак­тор из­ме­не­ния иде­о­ло­ги­чес­ко­го век­то­ра в фак­тор ин­тен­сив­но­го раз­ви­тия. Быть не ра­ба­ми иде­о­ло­гем, а их соз­да­те­ля­ми и гос­по­да­ми.
То, что яв­ля­ет­ся экстре­ми­с­тской иде­о­ло­ги­ей се­год­ня, ста­нет иде­о­ло­ги­чес­ким нор­ма­ти­вом завт­ра. Что­бы уп­рав­лять по­доб­ной сме­ной иде­о­ло­ги­чес­ких карт, эли­те не­из­беж­но над­ле­жит прев­ра­тить­ся в ме­та­э­ли­ту, не ру­ко­во­д­ству­ю­щу­ю­ся иде­о­ло­ги­чес­ки­ми нор­ма­ти­ва­ми, а эф­фек­тив­но их соз­да­ю­щую. Это не зна­чит, что ди­на­мич­ные иде­о­ло­ге­мы долж­ны обс­лу­жи­вать низ­мен­ные ин­те­ре­сы – са­ми та­кие ин­те­ре­сы уже предс­тав­ля­ют со­бой ста­биль­ный нор­ма­тив. Нап­ро­тив, иде­о­ло­ге­мы долж­ны по­рож­дать­ся из бо­лее вы­со­ких – надстро­ен­ных над иде­о­ло­ги­чес­ким по­лем – инс­тан­ций соз­на­ния.

Трансформация России в Пост-Россию случится при превращении государствообразующего этноса – русских – в меньшинство. В этом случае из государства как формы организации русского народа Россия превратится в иной тип государства – организатора миграционного антропопотока.

В каком-то смысле зародыш такого взгляда существует в историко-этнической идентификации – своими признаются разные периоды истории народа и государства, причем периоды, проходившие при самых разных идеологических нормативах.

Россия представляется в этом отношении показательной площадкой: совместить в едином сознании ценности эпох Киевской Руси, Третьего Рима, универсальной Российской империи, СССР и РФ и означает обрести метаисторическое сознание. Остается только придать ему актуальный и конструктивный характер – не только воспринимать столь различные эпохи как вариации одного принципа, но и иметь способность творить новые – столь же различные – эпохи в пределах одного и того же конструктивного этнического сознания.

11

Таких технологий нет и никогда не было. Такой элиты нет и никогда не было. Есть только зарождающееся понимание необходимости их появления. Судя по всему, это понимание утвердится ближе к концу шестого уклада. Но нам это необходимо сейчас. Значит, те, которые это понимают, должны действовать вне государственных институтов, опираясь на создаваемые ими сообщества, вербуя себе своих агентов влияния во властных структурах. Владимир Лепский прав: СГУ не может быть продуктом современного государства, он способен возникнуть лишь как результат активности ориентированных на его формирование сообществ. Необходимо сверхусилие – интеллектуальное, волевое, жертвенное. Усилие, которое рождается только в глубинах нашего сознания, а не на поверхности мира сцепленных и парализующих друг друга страстей.

Когда-то Наполеон сказал, что для ведения войны ему необходимы три вещи: во-первых – деньги, во-вторых – деньги, наконец, и в-третьих – деньги. Нам тоже нужны три вещи, но совершенно иные: воля, воля и еще раз воля.

Made on
Tilda