Произвольное (Активное) Внимание: Проявленная ВоляВ отличие от непроизвольного, произвольное внимание – это целенаправленный и сознательный процесс, требующий волевого усилия. Мы активно направляем свое внимание на определенный объект или деятельность, игнорируя при этом отвлекающие факторы. Это высшая форма внимания, характерная для человека.
Характеристики произвольного внимания: Целенаправленность: Направлено на достижение конкретной цели или выполнение задачи.
Волевое усилие: Требует сосредоточенности и самоконтроля.
Избирательность: Способность отфильтровывать несущественную информацию и концентрироваться на важном.
Устойчивость: Возможность длительное время удерживать внимание на одном объекте, несмотря на внешние и внутренние помехи.
Примеры: Чтение книги или просмотр фильма, где нужно удерживать вниманием смысловую нить, подготовка к важному мероприятию, решение математической задачи, внимательное слушание урока или задания, написание осмысленного текста – все эти действия требуют активного и устойчивого произвольного внимания.
Хотя эти два типа внимания кажутся противоположными, они тесно взаимосвязаны и постоянно взаимодействуют. Непроизвольное внимание может служить "триггером" для произвольного, например, когда интересный заголовок (непроизвольное) побуждает нас сознательно углубиться в чтение статьи (произвольное). Способность эффективно переключаться между этими режимами внимания, а также развивать устойчивость произвольного внимания, является ключевым фактором в обучении, социальном взаимодействии и повседневной жизни. Развитие произвольного внимания лежит в основе саморегуляции и когнитивного контроля, позволяя нам более эффективно достигать своих целей и управлять своим ментальным пространством.
Роль взрослого в развитии функций внимания ребенкаДля формирования навыка произвольного внимания и устойчивой концентрации необходимы два ключевых компонента: подходящие обстоятельства и активное участие взрослого. Взрослый человек обладает тем самым "ресурсом внимания" и опытом, который позволяет ему моделировать и направлять этот процесс. Он способен дольше удерживать фокус, не отвлекаться и задавать темп.
Правильные обстоятельства - это среда, которая интересует, которая удерживает внимание, увлекает.
Ключ к успеху – это совместная деятельность. Когда ребенок и взрослый вместе с искренним интересом погружаются в какую-либо задачу, концентрируются и сообща достигают результата. Ребенок не просто учится, он понимает, как работает процесс концентрации. Он видит его эффективность, ощущает удовольствие от достигнутого и внутренне усваивает механизм.
Неважно, что это будет: совместное творчество, будь то рисование или строительство из конструктора; спортивные занятия, требующие внимания к инструкциям и движениям; или даже решение бытовых головоломок и задач. Любая общая активность, которая требует сосредоточенности, становится мощным инструментом развития. И чем разнообразнее будут эти направления, тем лучше.
Когда система дает сбой: предпосылки СДВГЕсли ребенок вынужден осваивать навык концентрации в одиночку, без поддержки и без достаточного интереса к предмету, у него просто не будет необходимой мотивации и стимула. Представьте школьника, которому скучно и неинтересно выполнять домашнее задание в одиночку, в то время как рядом нет никого, кто бы разделил с ним этот процесс, сделал его увлекательным или хотя бы по-настоящему помог. Именно в таких условиях часто и прорастает почва для СДВГ, поскольку навык управления вниманием остается неразвитым.
Ключевые Проявления и МеханизмыТрадиционно симптоматика СДВГ классифицируется по трем основным кластерам, которые могут проявляться в различных комбинациях и степенях выраженности у каждого человека.
1. Невнимательность (трудности с концентрацией)Фундаментальной основой невнимательности при СДВГ является нарушение способности управлять своим вниманием. Это не означает полное отсутствие внимательности, а скорее его чрезмерную подвижность, трудности с удержанием на одной задаче и высокую подверженность отвлечениям. Внимание может быть сфокусировано, но лишь кратковременно, без глубокого и устойчивого погружения в процесс.
Ключевые проявления невнимательности включают:
- Трудности с удержанием внимания: Индивид быстро теряет интерес к задаче, игре или разговору, особенно если они не предоставляют немедленной или сильной стимуляции. Внимание склонно "блуждать", не задерживаясь на объекте длительное время.
- Небрежные ошибки: Часто совершаются ошибки из-за невнимательности к деталям при выполнении заданий. Это результат неспособности удерживать фокус на специфических аспектах задачи.
- Иллюзия отсутствия слушания: При обращении к человеку он может выглядеть отстраненным, "витающим в облаках", не реагировать на свое имя или не воспринимать вербальную информацию. Как правило это связано с трудностями переключения внимания.
- Незавершенность начатых дел: Начинается множество задач, но редко доводится до конца; быстро теряется интерес или происходит отвлечение на новые стимулы.
- Трудности с организацией: Проявляются сложности в планировании и организации деятельности (игр, учебы, профессиональных задач) и личных задач. Часто наблюдается беспорядок, трудности с поиском необходимых предметов, что отражает дефицит исполнительных функций.
- Избегание задач, требующих умственных усилий: Нежелание или сопротивление выполнению заданий, требующих длительной умственной нагрузки (например, выполнение домашних заданий, чтение объемных текстов), что вызывает быструю фрустрацию и утомление.
- Потери вещей: Частая утрата предметов первой необходимости (игрушек, школьных/рабочих принадлежностей, ключей, телефонов) из-за недостаточной внимательности к их местонахождению и организации.
- Легкая отвлекаемость: Высокая чувствительность к посторонним стимулам (звукам, разговорам, визуальным раздражителям), а также к внутренним мыслям, которые легко переключают внимание.
- Забывчивость в повседневных делах: Забывание о текущих поручениях, планах, местонахождении предметов или о недавних событиях.
2. Гиперактивность (Избыточная активность)Гиперактивность часто выступает как способ разрядки накопившегося психического напряжения через двигательную активность (соматику), поскольку психический потенциал не может быть полностью реализован через целенаправленное внимание и самоконтроль. Это выражается не просто в повышенной энергии, а в ощущении внутреннего беспокойства, требующего физического выхода.
Также нужно отметить, что внимание не может быть статично, оно всегда будет искать точку применения. Внимание или перемещается, или фокусируется или держит концентрацию.
Типичные проявления гиперактивности включают:
- Неспособность усидеть на месте: Постоянное ерзанье, верчение, покачивание ногами, постукивание руками или пальцами, общая неусидчивость.
- Покидание места: Частое вставание с места в ситуациях, когда требуется оставаться сидеть (например, в классе, за столом).
- Неуместные бег и лазанье: Двигательная активность (бег, прыжки, лазанье) в ситуациях, где это социально неприемлемо или опасно (например, в помещении, в магазине, во время официальных мероприятий).
- Трудности с тихими играми и досугом: Неспособность спокойно участвовать в играх или видах досуга, требующих сосредоточенности и низкой физической активности.
- Постоянное движение: Ощущение, что индивид "заведен" или "работает на моторе", он практически всегда находится в движении.
- Чрезмерная разговорчивость: Избыточная речь, часто быстрая и без пауз, с частой сменой тем, что может затруднять диалог.
3. Импульсивность (Поспешные действия без размышлений)Импульсивность является следствием нарушенного самоконтроля и неспособности эффективно управлять вниманием. Индивид действует или говорит без предварительного обдумывания последствий, не успевая обработать информацию или учесть контекст. Это обусловлено трудностями в осознании того, когда необходимо сфокусироваться, удержать внимание или, наоборот, переключить его.
Основные проявления импульсивности:
- Выкрикивание ответов: Ответы на вопросы даются до их полного завершения, или комментарии выкрикиваются в неподходящий момент без ожидания своей очереди.
- Трудности с ожиданием очереди: Выраженные сложности с ожиданием в очередях, играх или разговорах; стремление опередить других.
- Перебивание или вмешательство: Частое прерывание разговоров других людей, вмешательство в чужие игры или занятия без учета социальных норм.
- Необдуманные действия: Совершение поступков без размышлений о потенциальных последствиях, что может приводить к несчастным случаям, ошибкам или социальным конфликтам.
Взаимосвязь всех трех групп симптомов обусловлена дисфункцией исполнительных функций мозга, которые регулируют планирование, организацию, рабочую память, самоконтроль и эмоциональную регуляцию. Нарушение работы этих функций приводит к неслаженности в поведении, мышлении и эмоциональных реакциях. Но, всё-таки это следствия.
Первопричина в том, что эти симптомы напрямую указывают на отсутствие базового навыка управления вниманием. Такие базовые когнитивные процессы, как внимание формируют вторичные когнитивные процессы, например, планирование, поведение и тд.
Практические шаги к решению проблемыЕсли проблема СДВГ уже обозначена, отчаиваться не стоит. Решение есть, и оно снова лежит в плоскости совместного действия.
Найдите истинный интерес ребенка. Это фундамент. Без искреннего интереса мотивация будет поверхностной и недолгой.
Занимайтесь этим вместе. Это ключевое. Не стойте в стороне, не давайте указания издалека. Сядьте рядом, включитесь в процесс, делитесь своим вниманием и энтузиазмом. Процесс должен искренне интересовать вас обоих.
Не заставляйте и не принуждайте. Давление только вызовет сопротивление и отторжение. Процесс должен быть увлекательным и добровольным.
Также важно, чтобы не вы выполняли что-то, а ребенок смотрел, а вы вместе разделили обязанности по выполнению выбранного процесса, доверили ребенку взять на себя ответственность и достигнуть результата.
Нести ответственность за себя, свою деятельность и жизнь процессы требующие навыка, который тоже нужно прокачивать. Не нужно полностью управлять жизнью ребенка, он имеет право выбирать и принимать решения, где он хотел бы учиться, что изучать и чем интересоваться.
Будьте частью процесса, станьте проводником, примером и партнером для своего ребенка.
Главный вывод прост и категоричен: научить ребенка концентрации должен взрослый, активно участвуя в этом процессе!
Считается, что концентрации внимания мальчика лучше научит отец, а девочку — мама. Это связано с тонкими особенностями мужского и женского восприятия и различными подходами к решению задач и взаимодействию. Мужчины чаще ориентированы на конкретный результат и структурированность, женщины – на процесс и чувственное вовлечение. Эти природные склонности могут быть эффективно использованы в процессе обучения концентрации.
Проблемы управления вниманием – это не приговор, а вызов, требующий активного и осознанного участия взрослых. СДВГ – это лишь название для того, что часто является следствием недоразвитых базовых навыков управления вниманием. Создайте условия для развития, и вы увидите, как внимание ребенка становится более сфокусированным, прицельным, цепким.