Управление вниманием - навык, который нужно тренировать.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) часто воспринимается как сложное нейробиологическое расстройство, требующее медикаментозного вмешательства. Однако, после многолетних исследований механизмов сознания, становится очевидным: одна из ключевых причин, лежащих на поверхности, – это недостаточно развитые навыки управления вниманием. И начинается это задолго до постановки диагноза – в самом раннем детстве.

От хаоса к фокусу: как формируется внимание

Представьте маленького ребенка: его внимание постоянно переключается с одного яркого объекта на другой. Это естественный, хаотичный процесс познания мира. Однако по мере роста и развития, эта хаотичность должна уступать место способности удерживать фокус и концентрироваться на одном объекте или задаче в течение всё более длительного времени. Это важнейший навык, необходимый для обучения, социальной адаптации, решения задач и достижения целей. Но научиться этому самостоятельно – сложная задача для ребенка.

Произвольное и Непроизвольное Внимание:

Внимание – это фундаментальный когнитивный процесс, позволяющий нам сосредоточиться на определенной информации, отфильтровывая ненужное. Однако, несмотря на кажущуюся однородность, внимание не является единым механизмом. Традиционно мы выделяем два основных типа: непроизвольное (пассивное) внимание и произвольное (активное) внимание. Понимание их различий помогает осознать, как мы взаимодействуем с окружающим миром и управляем своей умственной деятельностью.

Непроизвольное (Пассивное) Внимание: Реакция на Мир

Непроизвольное внимание возникает без какого-либо сознательного усилия или намерения с нашей стороны. Оно вызывается внешними или внутренними стимулами, которые обладают достаточной интенсивностью, новизной, контрастом или значимостью. Это наша автоматическая реакция на изменения в окружающей среде.

Характеристики непроизвольного внимания:

  Автоматичность: Включается бессознательно, без волевого участия.
  Реактивность: Возникает как ответ на стимулирующий фактор.
  Кратковременность: Обычно недолговечно, если только стимул не продолжает быть мощным или не переходит в произвольное внимание.
  Биологическая значимость: Играет ключевую роль в обеспечении безопасности (например, мгновенная реакция на громкий звук или внезапное движение) и ориентировке в новой обстановке.

Примеры: Резкий звук, вспышка света, яркий рекламный баннер, необычный запах, внезапное появление интересного объекта в поле зрения – все это способно мгновенно захватить наше непроизвольное внимание, отвлекая от текущей деятельности.
Концентрация внимания - это процесс, от которого зависит формирование картины мира, способ восприятия окружающей реальности и возможность достигать желаемых результатов.
Произвольное (Активное) Внимание: Проявленная Воля

В отличие от непроизвольного, произвольное внимание – это целенаправленный и сознательный процесс, требующий волевого усилия. Мы активно направляем свое внимание на определенный объект или деятельность, игнорируя при этом отвлекающие факторы. Это высшая форма внимания, характерная для человека.

Характеристики произвольного внимания:

  Целенаправленность: Направлено на достижение конкретной цели или выполнение задачи.
  Волевое усилие: Требует сосредоточенности и самоконтроля.
  Избирательность: Способность отфильтровывать несущественную информацию и концентрироваться на важном.
  Устойчивость: Возможность длительное время удерживать внимание на одном объекте, несмотря на внешние и внутренние помехи.

Примеры: Чтение книги или просмотр фильма, где нужно удерживать вниманием смысловую нить, подготовка к важному мероприятию, решение математической задачи, внимательное слушание урока или задания, написание осмысленного текста – все эти действия требуют активного и устойчивого произвольного внимания.

Хотя эти два типа внимания кажутся противоположными, они тесно взаимосвязаны и постоянно взаимодействуют. Непроизвольное внимание может служить "триггером" для произвольного, например, когда интересный заголовок (непроизвольное) побуждает нас сознательно углубиться в чтение статьи (произвольное). Способность эффективно переключаться между этими режимами внимания, а также развивать устойчивость произвольного внимания, является ключевым фактором в обучении, социальном взаимодействии и повседневной жизни. Развитие произвольного внимания лежит в основе саморегуляции и когнитивного контроля, позволяя нам более эффективно достигать своих целей и управлять своим ментальным пространством.

Роль взрослого в развитии функций внимания ребенка

Для формирования навыка произвольного внимания и устойчивой концентрации необходимы два ключевых компонента: подходящие обстоятельства и активное участие взрослого. Взрослый человек обладает тем самым "ресурсом внимания" и опытом, который позволяет ему моделировать и направлять этот процесс. Он способен дольше удерживать фокус, не отвлекаться и задавать темп.
Правильные обстоятельства - это среда, которая интересует, которая удерживает внимание, увлекает.
Ключ к успеху – это совместная деятельность. Когда ребенок и взрослый вместе с искренним интересом погружаются в какую-либо задачу, концентрируются и сообща достигают результата. Ребенок не просто учится, он понимает, как работает процесс концентрации. Он видит его эффективность, ощущает удовольствие от достигнутого и внутренне усваивает механизм.
Неважно, что это будет: совместное творчество, будь то рисование или строительство из конструктора; спортивные занятия, требующие внимания к инструкциям и движениям; или даже решение бытовых головоломок и задач. Любая общая активность, которая требует сосредоточенности, становится мощным инструментом развития. И чем разнообразнее будут эти направления, тем лучше.

Когда система дает сбой: предпосылки СДВГ

Если ребенок вынужден осваивать навык концентрации в одиночку, без поддержки и без достаточного интереса к предмету, у него просто не будет необходимой мотивации и стимула. Представьте школьника, которому скучно и неинтересно выполнять домашнее задание в одиночку, в то время как рядом нет никого, кто бы разделил с ним этот процесс, сделал его увлекательным или хотя бы по-настоящему помог. Именно в таких условиях часто и прорастает почва для СДВГ, поскольку навык управления вниманием остается неразвитым.

Ключевые Проявления и Механизмы

Традиционно симптоматика СДВГ классифицируется по трем основным кластерам, которые могут проявляться в различных комбинациях и степенях выраженности у каждого человека.

1. Невнимательность (трудности с концентрацией)
Фундаментальной основой невнимательности при СДВГ является нарушение способности управлять своим вниманием. Это не означает полное отсутствие внимательности, а скорее его чрезмерную подвижность, трудности с удержанием на одной задаче и высокую подверженность отвлечениям. Внимание может быть сфокусировано, но лишь кратковременно, без глубокого и устойчивого погружения в процесс.
Ключевые проявления невнимательности включают:
  • Трудности с удержанием внимания: Индивид быстро теряет интерес к задаче, игре или разговору, особенно если они не предоставляют немедленной или сильной стимуляции. Внимание склонно "блуждать", не задерживаясь на объекте длительное время.
  • Небрежные ошибки: Часто совершаются ошибки из-за невнимательности к деталям при выполнении заданий. Это результат неспособности удерживать фокус на специфических аспектах задачи.
  • Иллюзия отсутствия слушания: При обращении к человеку он может выглядеть отстраненным, "витающим в облаках", не реагировать на свое имя или не воспринимать вербальную информацию. Как правило это связано с трудностями переключения внимания.
  • Незавершенность начатых дел: Начинается множество задач, но редко доводится до конца; быстро теряется интерес или происходит отвлечение на новые стимулы.
  • Трудности с организацией: Проявляются сложности в планировании и организации деятельности (игр, учебы, профессиональных задач) и личных задач. Часто наблюдается беспорядок, трудности с поиском необходимых предметов, что отражает дефицит исполнительных функций.
  • Избегание задач, требующих умственных усилий: Нежелание или сопротивление выполнению заданий, требующих длительной умственной нагрузки (например, выполнение домашних заданий, чтение объемных текстов), что вызывает быструю фрустрацию и утомление.
  • Потери вещей: Частая утрата предметов первой необходимости (игрушек, школьных/рабочих принадлежностей, ключей, телефонов) из-за недостаточной внимательности к их местонахождению и организации.
  • Легкая отвлекаемость: Высокая чувствительность к посторонним стимулам (звукам, разговорам, визуальным раздражителям), а также к внутренним мыслям, которые легко переключают внимание.
  • Забывчивость в повседневных делах: Забывание о текущих поручениях, планах, местонахождении предметов или о недавних событиях.

2. Гиперактивность (Избыточная активность)
Гиперактивность часто выступает как способ разрядки накопившегося психического напряжения через двигательную активность (соматику), поскольку психический потенциал не может быть полностью реализован через целенаправленное внимание и самоконтроль. Это выражается не просто в повышенной энергии, а в ощущении внутреннего беспокойства, требующего физического выхода.
Также нужно отметить, что внимание не может быть статично, оно всегда будет искать точку применения. Внимание или перемещается, или фокусируется или держит концентрацию.
Типичные проявления гиперактивности включают:
  • Неспособность усидеть на месте: Постоянное ерзанье, верчение, покачивание ногами, постукивание руками или пальцами, общая неусидчивость.
  • Покидание места: Частое вставание с места в ситуациях, когда требуется оставаться сидеть (например, в классе, за столом).
  • Неуместные бег и лазанье: Двигательная активность (бег, прыжки, лазанье) в ситуациях, где это социально неприемлемо или опасно (например, в помещении, в магазине, во время официальных мероприятий).
  • Трудности с тихими играми и досугом: Неспособность спокойно участвовать в играх или видах досуга, требующих сосредоточенности и низкой физической активности.
  • Постоянное движение: Ощущение, что индивид "заведен" или "работает на моторе", он практически всегда находится в движении.
  • Чрезмерная разговорчивость: Избыточная речь, часто быстрая и без пауз, с частой сменой тем, что может затруднять диалог.

3. Импульсивность (Поспешные действия без размышлений)
Импульсивность является следствием нарушенного самоконтроля и неспособности эффективно управлять вниманием. Индивид действует или говорит без предварительного обдумывания последствий, не успевая обработать информацию или учесть контекст. Это обусловлено трудностями в осознании того, когда необходимо сфокусироваться, удержать внимание или, наоборот, переключить его.
Основные проявления импульсивности:
  • Выкрикивание ответов: Ответы на вопросы даются до их полного завершения, или комментарии выкрикиваются в неподходящий момент без ожидания своей очереди.
  • Трудности с ожиданием очереди: Выраженные сложности с ожиданием в очередях, играх или разговорах; стремление опередить других.
  • Перебивание или вмешательство: Частое прерывание разговоров других людей, вмешательство в чужие игры или занятия без учета социальных норм.
  • Необдуманные действия: Совершение поступков без размышлений о потенциальных последствиях, что может приводить к несчастным случаям, ошибкам или социальным конфликтам.

Взаимосвязь всех трех групп симптомов обусловлена дисфункцией исполнительных функций мозга, которые регулируют планирование, организацию, рабочую память, самоконтроль и эмоциональную регуляцию. Нарушение работы этих функций приводит к неслаженности в поведении, мышлении и эмоциональных реакциях. Но, всё-таки это следствия.
Первопричина в том, что эти симптомы напрямую указывают на отсутствие базового навыка управления вниманием. Такие базовые когнитивные процессы, как внимание формируют вторичные когнитивные процессы, например, планирование, поведение и тд.

Практические шаги к решению проблемы

Если проблема СДВГ уже обозначена, отчаиваться не стоит. Решение есть, и оно снова лежит в плоскости совместного действия.
Найдите истинный интерес ребенка. Это фундамент. Без искреннего интереса мотивация будет поверхностной и недолгой.
Занимайтесь этим вместе. Это ключевое. Не стойте в стороне, не давайте указания издалека. Сядьте рядом, включитесь в процесс, делитесь своим вниманием и энтузиазмом. Процесс должен искренне интересовать вас обоих.
Не заставляйте и не принуждайте. Давление только вызовет сопротивление и отторжение. Процесс должен быть увлекательным и добровольным.
Также важно, чтобы не вы выполняли что-то, а ребенок смотрел, а вы вместе разделили обязанности по выполнению выбранного процесса, доверили ребенку взять на себя ответственность и достигнуть результата.

Нести ответственность за себя, свою деятельность и жизнь процессы требующие навыка, который тоже нужно прокачивать. Не нужно полностью управлять жизнью ребенка, он имеет право выбирать и принимать решения, где он хотел бы учиться, что изучать и чем интересоваться.

Будьте частью процесса, станьте проводником, примером и партнером для своего ребенка.
Главный вывод прост и категоричен: научить ребенка концентрации должен взрослый, активно участвуя в этом процессе!

Считается, что концентрации внимания мальчика лучше научит отец, а девочку — мама. Это связано с тонкими особенностями мужского и женского восприятия и различными подходами к решению задач и взаимодействию. Мужчины чаще ориентированы на конкретный результат и структурированность, женщины – на процесс и чувственное вовлечение. Эти природные склонности могут быть эффективно использованы в процессе обучения концентрации.

Проблемы управления вниманием – это не приговор, а вызов, требующий активного и осознанного участия взрослых. СДВГ – это лишь название для того, что часто является следствием недоразвитых базовых навыков управления вниманием. Создайте условия для развития, и вы увидите, как внимание ребенка становится более сфокусированным, прицельным, цепким.
Когда СДВГ становится вызовом для "взрослых"

В современном мире, перегруженном информацией, уведомлениями и постоянными отвлечениями, проблемы с концентрацией внимания перестали быть исключительно детским уделом. Все больше взрослых людей, независимо от наличия у них диагноза СДВГ, сталкиваются с серьезными трудностями в удержании фокуса, завершении задач и продуктивной работе.

Мир вокруг нас активно стимулирует непроизвольное внимание, постоянно подбрасывая новые, яркие и громкие раздражители. Социальные сети, новостные ленты, бесконечные чаты – все это тренирует наш мозг на быстрое переключение, но никак не на углубленную, устойчивую концентрацию. В результате, навык произвольного внимания, требующий волевого усилия и сознательного контроля, атрофируется.

Более того, растет понимание, что СДВГ – это не "пережиток детства". Многие взрослые живут с недиагностированным СДВГ на протяжении всей жизни, списывая свои трудности с организацией, импульсивность и проблемы с концентрацией на "особенности характера" или стресс. Современные исследования показывают, что СДВГ может сохраняться во взрослом возрасте, проявляясь в трудностях с планированием, управлением временем, выполнением рутинных задач и эмоциональной регуляцией.

Это подводит нас к критически важному выводу: умение управлять своим вниманием сегодня – это не просто желаемый навык, а жизненная необходимость. В условиях постоянного информационного шума и требований к многозадачности, способность осознанно направлять и удерживать свой фокус становится ключевым фактором продуктивности, благополучия и даже психического здоровья. Развитие навыка концентрации, будь то через практики осознанности, техники тайм-менеджмента или даже специальные когнитивные тренировки, больше не является привилегией, а становится фундаментальной компетенцией для каждого, кто стремится к эффективности и спокойствию в современном мире.

В следующей статье раскрою тему функций внимания, в том числе правильной концентрации внимания

Автор: Менькина О.А.
Made on
Tilda